We care always & everywhere
Мы бесплатно определим ваш уровень английского и дадим рекомендации по подбору подходящего курса.
Можно пройти по skype или в офисе.
31 августа 2017
Елена Кук

Как раскачать языковые мускулы, или как научиться учиться?

Автор
Елена Кук
Все гениальное просто

Чтобы научиться правильно изучать язык, нужно ясно понимать, что такое язык и что значит владеть языком.

Во-первых, язык – это средство общения, мы пользуемся им для реализации своих потребностей в обществе. Владеть языком – значит иметь определенные языковые навыки. Выделяют 4 навыка:

  • Умение воспринимать на слух (Listening)
  • Умение читать (Reading)
  • Умение писать (Writing)
  • Умение говорить (Speaking)

Первые 2 относятся к рецептивным навыкам (это текст, который вы воспринимаете, а потом осмысливаете) вторые два – к продуктивным (это текст, который вы сначала осмысливаете, а потом производите).

Как правило, развитие всех этих навыков не происходит равномерно и зависит от свойств личности, ваших способностей и от того, какой навык вы развиваете чаще. Вы можете легко читать и понимать текст, но плохо говорить или наоборот.

Для того чтобы выбрать для себя подходящую методику, нужно понимать кое-что о тех языковых навыках, которые нужно развивать. Например, навык говорения. В реальной жизни чтобы успешно говорить, кроме набора слов, необходимо владеть набором грамматических средств: правильно строить предложения, употреблять правильные формы. Это способность говорить грамотно. С другой стороны, умение говорить, это еще и способность быстро подбирать слова, строить высказывание в естественном темпе. Это называется беглостью речи.

В процессе работы с преподавателем, учащиеся часто задают вопрос: «Почему преподаватель не всегда исправляет ошибки?»

Дело в том, что этот подход имеет свое законное основание. Чтобы развивать навык беглости, нужно говорить, не боясь ошибиться. Другими словами, нужно говорить так, как умеешь на данном этапе. Ошибки неизбежны. С этим нужно смириться и простить себе. Важно научиться говорить в естественном для вас темпе, избегая лишних размышлений о том, как построить предложение.

В случае когда на каком-то конкретном этапе занятия вы отрабатываете грамматическую форму, тогда исправление ошибок необходимо. Потому что тогда вы развиваете навык грамотности. Таким образом, если вы понимаете, на отработку какого навыка направлено задание, многие вопросы отпадут.

В свою очередь, рецептивные навыки (ваше умение понимать письменный или устный текст) тоже принимают разные формы. Вспомните, например, как вы читаете телевизионную программу, или как вы просматриваете журнал, или как читаете книгу. Все зависит от задачи, которую вы перед собой неосознанно ставите. Например, вы просматриваете журнал, листаете страницы, пробегая глазами по заголовкам, абзацам, просматривая картинки и подсознательно принимаете решение, остановиться на странице и прочитать статью внимательно или нет. Это чтение для понимания сути. Этот навык нужен для того, чтобы, не вдаваясь в подробности, понять общую тематику текста. В телепрограмме вам нужно найти, что идет сегодня вечером. Вы быстро пробегаете глазами те программы, которые были утром, находите нужное время и тогда только вчитываетесь в названия. Этот вид чтения называется сканированием. Если вы хотите понять, как работает прибор, то вы вероятно внимательно прочтете инструкцию, чтобы понять детали. Это детальное чтение. Для этого нужно правильно понимать весь текст.

Когда же вы читаете книгу, то обычно ваша задача – получить от этого удовольствие. Вы наслаждаетесь и сюжетом, и языком. Поэтому важно не просто понимать суть событий, но и понимать, что подразумевает автор используя определенные языковые средства. Это интенсивное чтение.

Вопросы, которые возникают у учащихся в процессе обучения следующие: «Почему мы не переводим все незнакомые слова, когда читаем текст?» Дело в том, что для того чтобы понять общую суть текста, совершенно нет необходимости знать точное значение каждого слова в тексте. И очень часто в этом нет необходимости, даже когда вам нужно получить конкретную информацию из текста. Кроме того, когда в реальной жизни вам придется иметь дело с аутентичным текстом, вам может и не представиться возможность пользоваться словарем - возможно, вам придется принимать решение спонтанно. Что делать в таком случае, если там много незнакомых слов? Придется догадываться! Это еще один жизненно необходимый навык, или мускул, который можно качать. Не спешите переводить слова в тексте, попробуйте догадаться, что они значат. Навык догадки может вас очень выручить однажды.

Способность пользоваться языком развивается в процессе его использования, так же как вы учитесь играть в футбол, например. Чем чаще вы играете, тем больше у вас шансов отработать приемы. Чем больше коммуникативных задач вы выполните, тем увереннее вы будете себя чувствовать.

Те, кто изучает иностранный язык, часто задают вопрос: «Как быстро я смогу выучить язык?».

На этот вопрос сложно дать точный ответ, ведь это зависит от того, что именно вы под этим подразумеваете. С одной стороны, если вы хотите просто выучить грамматические правила или 1000 слов, то это зависит от вашей способности их запоминать. С другой стороны, если вы хотите овладеть коммуникативными навыками, то это будет зависеть от того, как часто вы будете им пользоваться, выполняя коммуникативные задачи. Не правильно думать, что если вы 2 раза в неделю исправно посещаете занятия и при этом не работаете самостоятельно вне аудитории и не имеете или не используете возможности общаться на языке в реальном мире, вы быстро освоите язык.

Однако не стоит думать, что дело лишь только в количестве раз и в том, как часто вы говорите на иностранном языке. Если вы не осмысливаете и не учитесь слышать и понимать свои ошибки, то вы просто рискуете отработать навык быстрого говорения с ошибками.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются преподаватели, это недовольство учащихся тем, что все занятие и особенно обсуждение грамматики идет на иностранном языке. Использование иностранного языка неизбежно создает внутренний дискомфорт для учащихся, особенно на раннем этапе. Это связано с тем, что еще не сформирована привычка изучать язык, пользуясь им. Для чего это вообще нужно? Это принято называть методом погружения в языковую среду и развития мышления на иностранном языке. Использование родного языка для изучения иностранного языка препятствует развитию мышления на иностранном языке. А это, в свою очередь, будет замедлять процесс развития навыков говорения или понимания любого текста. Особенно это будет заметно в ситуации, когда вам нужно будет отреагировать на реплику собеседника спонтанно. В реальной жизни у вас нет времени на то, чтобы перевести на родной язык то, что было сказано, и то, что вы хотите ответить. Поэтому важно развивать мышление на иностранном языке.

Порой вам может быть непонятно, зачем рассуждать на тему, что лежит у меня в холодильнике, если грамматическая тема занятия - исчисляемые и неисчисляемые существительные. Но чтобы вы не изучали в языке, это имеет смысл только в определенном коммуникативном контексте, поскольу язык – это средство для реализации своих потребностей в обществе. Погружение в контекст - это неотъемлемая часть обучения и изучения. Для того чтобы понять, как работает конкретная грамматическая форма или слово, нужно знать, в каком контексте ее употребляют носители языка, какую коммуникативную задачу они перед собой ставят. В процессе обучения важно не только теоретически понять, что это за ситуация, но прочувствовать и проиграть ее. Для этого на занятии создаются ситуации, в которых возникает потребность в конкретных конструкциях. А потребность – это ваша мотивация.

Еще один вопрос, который беспокоит учащихся, это «Почему я должен общаться в паре с человеком, который, так же как и я, плохо знает язык? Зачем мне слушать его ошибки? Я хочу, чтобы меня слушал преподаватель и исправлял мои ошибки!»

Во-первых, существуют разные форматы обучения. Можно заниматься индивидуально или в группе. Нельзя сказать, что какой-то формат лучше или хуже. В обоих случаях есть свои преимущества и недостатки. И в обоих случаях преподаватель использует разный подход, для того чтобы сделать занятие наиболее эффективным.

Во-вторых, работа в паре является одним из наиболее эффективных средств работы с группой. Это экономит время и дает возможность общаться нескольким учащимся одновременно.

В третьих, если вы, конечно, не мизантроп, когда вы общаетесь с живым человеком, у которого есть свои представления о жизни, это дает вам больше мотивации говорить, потому что происходит живой обмен информацией. А мотивация – это главное в развитии беглости речи.

И последнее, не беспокойтесь об ошибках. Преподаватель знает, как и когда их исправлять.

Одним из ключевых факторов, влияющих на успех в освоении иностранного языка, является создание благоприятной атмосферы на занятии. В любом деле, которым вы занимаетесь, важно, как вы себя при этом чувствуете. Если вы не получаете удовольствия от процесса изучения языка, значит, надо что-то менять. Это должно приносить удовольствие, и процесс изучения должен быть окрашен положительными эмоциями. Занимаетесь ли вы в группе или индивидуально, это во многом работа преподавателя. Но есть кое-что, что зависит от вас. С одной стороны, это ваше умение взаимодействовать с людьми. Если вы сознательно выстраиваете барьеры в отношении людей, будь то ваши одногрупники или сам преподаватель, вы теряете мотивацию. Вам становится неинтересно. С другой стороны, это ваше отношение к себе. Себе нужно многое простить и в себе нужно многое принять. Иначе страхи, которые возникают у вас в голове, мешают вам свободно высказываться, и, как результат, вы не используете возможность говорить, жертвуя своим успехом в угоду страхам.

Автор
Елена Кук
Все гениальное просто
Поделитесь полезным с друзьями
Избранное