Result Matters! Для тех, кому важен результат!
Мы бесплатно определим ваш уровень английского и дадим рекомендации по подбору подходящего курса.
Можно пройти по skype или в офисе.
06 ноября 2018
Дмитрий Соколов

Интеллектуальные карты как инструмент изучения иностранного языка

Автор
Дмитрий Соколов
“English learning is a vast realm of discovery. As a teacher, I may know the shortcut, but it’s the students who have to make their own way to the destination. I just make sure I provide them with the right road signs”

Вам трудно дается грамматика? Ищете способ запоминания иностранных слов? Не знаете, как строить свою речь? Сегодня я познакомлю вас с методикой изучения и представления информации, предложенной британским психологом Тони Бьюзеном в прошлом веке для тренировки памяти – интеллектуальными картами (mind-mapping). Интеллектуальные карты являются отражением представления о предмете в сознании человека, схемой на бумаге, представленной в виде дерева. В середине, в корне, размещается изучаемый предмет, от которого отходят основные ветви, представляющие основные свойства предмета так, как их видит автор карты. Затем основные ветви ветвятся на категории еще более низкого порядка, и так до бесконечности. В ветвях может быть зашифрована информация о свойствах предмета, действиях, других предметах, с которыми связан корневой предмет, и т.д.

В то время как академические знания представлены в учебнике в форме стройных формул, законов и правил, знания и представления у людей записаны в подкорке головного мозга в форме огромного множества связей миллиардов нейронов, причем нелинейно, представляя собой переплетенный клубок из восприятия, эмоций, психофизиологического состояния организма, чувственного и жизненного опыта человека. Следовательно, и сам процесс усвоения знаний и само представление знаний в ходе обучения нелинейно и субъективно. Кому-то относительно легко дается время Present Continuous, а кому-то приходится поломать голову, чтобы научиться отличать его употребление от употребления Present Simple. Кто-то тратит на изучение лексики полчаса своего времени, кому-то не хватает и недели, чтобы хорошо запомнить новые слова.

Желательно, чтобы карты были красочными, яркими, с использованием различных цветов, картинок, иллюстраций и объектов для максимального вовлечение в процесс ощущений человека. Очевидно, что, поскольку представления о предметах у всех людей разное, то и интеллектуальные карты, описывающие той или иной предмет, тоже будут разными. У кого-то интеллектуальная карта будет в виде блок-схемы, а у кого-то будет напоминать картину художника-абстракциониста. Это свойство интеллектуальных карт особенно ценно для обучения в группах, где учащиеся могут обмениваться своими картами, а, значит, и представлениями об изучаемых предметах. Это делает процесс обучения ярким, активным и индивидуализированным.

Вот пример интеллектуальной карты «Путешествия». Таким образом, автор карты представляет себе поездки в другие страны. От корневого элемента расходятся 6 крупных ветвей: «планирование», «виды транспорта», «путешествия», «самолет», «достопримечательности» и «жилье». Далее каждая из ветвей имеет дальнейшие ответвления. Рассмотрим ветвь «виды транспорта». Ее можно прочитать следующим образом: «Чтобы полететь на самолете, мы сначала едем в аэропорт, взяв с собой паспорт для прохождения паспортного контроля и билеты, которые проверяют сотрудники аэропорта во время прохождения регистрации. Затем самолет взлетает и приземляется в другой стране».

В обучении языкам интеллектуальные карты можно использовать следующим образом:

  1. Для изучения лексики. Отдельные слова трудно учить. Слова не живут сами по себе, но являются проводником объектов окружающей действительности в сознании человека. Объекты действительности, таким образом, через слова закрепляются в сознании человека, причем определенным образом. И как объекты действительности связаны друг с другом, так же и слова в сознании связаны с другими словами, а шире – с целым контекстом (фреймом). Так, слово «регистрация» связана с фреймом «аэропорт», а шире – с фреймом «путешествия». Интеллектуальная карта помогает структурировать лексику, а структурированная лексика усваивается намного легче.
  2. Для изучения грамматики. Интеллектуальные карты позволяют визуализировать и структурировать грамматический материал.
  3. Для структуризации собственных мыслей и организации речи. По большому счету, расшифровав интеллектуальную карту, мы получаем целый развернутый текст. Это полезно как для тех, кто только учится говорить на иностранном языке, так и для тех, кто стремится правильно организовывать свою речь.
  4. Для презентаций и планирования проектов. Интеллектуальная карта – это как презентация в пауэр поинт (Power Point): просто и наглядно.

В целом, интеллектуальные карты – это полезный инструмент как для преподавателя, который стремится наглядно преподнести учебный материал, так и для учащегося, которому важно запомнить учебный материал, пропустив его через матрицу собственного восприятия и опыта.

Автор
Дмитрий Соколов
“English learning is a vast realm of discovery. As a teacher, I may know the shortcut, but it’s the students who have to make their own way to the destination. I just make sure I provide them with the right road signs”
Поделитесь полезным с друзьями
Избранное